+7 (812) 244-17-44
+7 (921) 913-74-39
info@avantaj-buh.ru
Малоохтинский пр., д. 16

Выездная налоговая проверка

О выездной налоговой проверкеКоличество проверяющих органов постоянно растет. Выездная налоговая проверка — один из самых неблагоприятных для налогоплательщика видов контроля предпринимательской деятельности. Трехлетний период охвата сведений и расширенные полномочия инспекторов приводят к крупным взысканиям, способными вызвать кризис и даже банкротство компании или предпринимателя.

Правила поведения налогоплательщика при прохождении проверки, разработанные сотрудниками компании Авантаж, помогут минимизировать потери и сохранить работоспособность фирмы.

Основные принципы осуществления выездной проверки

Надзорные действия со стороны налоговых органов достаточно предсказуемы. Планы по выездам на территорию контролируемых лиц составляются на год вперед. Список лиц, которых налоговые инспекторы собираются проверить, можно найти на сайте Прокуратуры.

ФНС готовит перечень налогоплательщиков для надзора согласно Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Нормативный акт предполагает оценку налогоплательщика по 12 критериям по 5-бальной шкале. Чем выше показатели риска, тем больше вероятность включения налогоплательщика в план проверяемых лиц.

Система открытая. Каждый предприниматель или руководитель компании может оценить свою фирму на вероятность проведения контролирующих процедур. Снижение критериев риска, а также мониторинг планов проведения проверок поможет избежать проведения контрольных процедур, а также подготовиться к их началу. О внеплановом инспектировании руководство компании должны извещают не позднее чем за 24 часа.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика. Недопуск инспекторов может привести к самостоятельному начислению налогов налоговой службой, на основании имеющихся сведений или по аналогии с другими фирмами, работающими в той же сфере. Однако посещать жилые помещения сотрудники государственного органа права не имеют.

Если проверяемый не может предоставить инспектору помещение для проверки, контрольные процедуры ведутся по месту расположения территориальной налоговой службы. Срок проверки — не больше двух месяцев. Продление возможно лишь при наличии оснований.

Шаг 1 — Готовимся к проверке

Выездная налоговая проверка может парализовать деятельность фирмы. Изъятие компьютеров, инвентаризация активов, нагрузка работников огромным количеством поручений — это лишь некоторые последствия вторжения контролеров на внутреннюю территорию. Но руководство компании способно снизить негативный эффект.
Вот несколько рекомендаций налогоплательщикам, ожидающим прихода инспекторов:

  1. Скопируйте данные на другие носители. Даже изъятие компьютеров позволит продолжать обычную деятельность;
  2. Выделите контролеру отдельный офис или комнату. Сотрудник не будет слоняться по всем помещениям, задавая неудобные вопросы и получая доступ к любым документам;
  3. Подготовьте персонал к опросам. Общаться с проверяющим лучше подготовленному человеку — финансовому директору, главному бухгалтеру, юристу. Остальным сотрудникам лучше рекомендовать избегать разговоров с контролером и не выходить за рамки должностных полномочий. Нужно предупредить руководителей подразделений о возможности визита налоговиков.
  4. Подготовьте документы. Конечно, в первую очередь избавьтесь от компрометирующих бумаг. Но и в официальных документах бухгалтера зачастую ставят какие-то пометки, которые могут вызвать интерес инспекторов. Их следует почистить.

Не стоит нервничать, если вы что-то не успели. Сотрудники налоговой службы о ваших недочетах не уведомлены. Поэтому и после начала надзорных процедур будет время на устранение нарушений. Важно не показывать свою нервозность. Контроль за эмоциями позволит не только скрыть информацию, но и заметить ошибки налоговых инспекторов.

Шаг 2 — проверяем полномочия инспекторов

Документом, инициирующим процесс, является решение руководителя налоговой инспекции или его заместителя о проведении проверки. Документ передается предпринимателю или руководству юридического лица. Важно внимательно изучить бумагу, так как сведения, содержащиеся в ней, могут стать основой для оспаривания итогов. Решение составляется на бланке установленного образца. Оно содержит:

  • название (ФИО) проверяемого лица;
  • перечень налогов, которые будут проверять инспекторы;
  • проверяемый период;
  • информацию о контролерах.

Инспекторы допускаются на территорию налогоплательщика после предъявления служебного удостоверения. Данные проверяющих должны совпадать с информацией, содержащейся в решении о проведении проверки. Сверка документов покажет сотрудникам ФНС знание прав налогоплательщиком и поможет удержать налоговиков от противоправных действий.

Случаи, когда пришел другой человек, редки, но бывают. Контролера можно не пускать в помещения и на территорию. Руководителю проверяющего органа направляется жалоба. Другой вариант — дать контролеру провести надзорные мероприятия. Акт, подписанный не уполномоченным лицом — подарок налогоплательщику. Бумагу легко оспорить как в налоговой службе, так и в арбитражном суде. А проверять второй раз налогоплательщика по тем же платежам и за тот же период налоговая инспекция не имеет права (пп. 4, 5 статьи 89 НК РФ).

Шаг 3 — контролируем ход выездной проверки

Сопровождение налоговых инспекторов при посещении территории и помещений проверяемого — законное право любого налогоплательщика. Ход проверки можно фиксировать с помощью средств видео и аудиозаписи. Контролеры не имеют прав запрещать ведение записи любых процедур. Фиксация вопросов и ответов, надзорных процедур поможет при доказательстве незаконных и противоправных действий сотрудников ФНС.

Важно не предоставлять инспекторам лишних сведений. Следует проконсультировать персонал об ответах на вопросы только в пределах трудовых функций. Сбор информации, выходящей за рамки проверки налогов, указанных в разрешении, является нарушением.

Налогоплательщик должен знакомиться с промежуточными итогами проверки и отмечать любые ошибки контролеров. Не следует указывать на них проверяющим. Доказательства многочисленных нарушений являются важным фактором для оспаривания Акта проверки.

Выемка документов

По запросу проверяющих налогоплательщик предоставляет запрашиваемые бумаги. У проверяемого лица есть 10 дней для их подготовки. Важно соблюдать сроки. Нарушение порядка может стать основанием продления контролирующих процедур. Документы нужно передавать по описи. Второй экземпляр служит подтверждением выполнения запроса контролеров.

Налогоплательщик предоставляет копии, а не оригиналы. Изъять подлинники налоговая служба может только при наличии достаточных оснований. Например, при опасности уничтожения документов, их исправления, замены. Выемка оригиналов должна проводиться с составлением копий для проверяемого. Документы заверяются инспектором.

Компания вправе установить режим коммерческой тайны в отношении ряда сведений. Документы с грифом «секретно» могут быть изъяты только на основании судебного решения.

Что не надо делать при проверке

Есть ряд ошибок, часто совершаемых налогоплательщиками. Особенно они характерны для небольших компаний и предпринимателей, не имеющих опыта общения с контролирующими органами. Усугубить ситуацию может:

  • негативное отношение к проверяющим — конфликт с инспекторами приведет к повышению их рвения;
  • передача лишних документов — предоставлять бумаги нужно строго по запросу инспекторов, оспорить уже переданный документ очень сложно;
  • недопуск проверяющих — это подтвердит подозрения контролеров, они могут пригласить полицию или начислить налоги без учета расходов компании;
  • сдача уточненных деклараций — налоговики могут и не найти нарушений, а проверяемый уже признался в них.

Нестабильное эмоциональное состояние проверяемого может обострить ситуацию. Поэтому выездная налоговая проверка должна проходить со специалистами, имеющими большой опыт общения с налоговой службой. Квалифицированные бухгалтера и юристы компании Авантаж готовы помочь в прохождении выездной проверки и контроле за действиями налоговых инспекторов на всех этапах.

На эту тему можно почитать: