+7 (812) 244-17-44
+7 (921) 913-74-39
info@avantaj-buh.ru
Малоохтинский пр., д. 16

Общие правила при проведении инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации

Предприятия обязаны установить порядок проведения инвентаризации для обеспечения контроля точности ведения учета. Проверке подлежат данные компании, имеющиеся на дату начала инвентаризации в документальном остатке и фактическом наличии. Сроки мероприятия устанавливаются руководителем в приказе и зависят от порядка проведения сплошным или выборочным видом.

Плановый порядок проведения инвентаризации

Предприятия имеют обязанность ежегодного контроля состояния учета перед сдачей годовой отчетности и предусмотреть налоговые риски. Проведение мероприятия и порядок оформления устанавливаются в учетной политике с указанием основных положений:

  • Перечень контролируемых объектов.
  • Список счетов, остатки которых подлежат мониторингу.
  • Даты начала и окончания проведения инвентаризации.
  • Состав комиссии, производимой процедуру.

Данные обязательной ревизии состояния учетных данных передаются в бухгалтерию для формирования отчетности. При расхождении данных в порядке сопоставимости проводятся корректировки. Например, проведение ревизии может выявить просроченную задолженность, по которой потребуется принять меры к взысканию в порядке документооборота.

Акт, составленный по полученным материалам, является внутренним документом, подлежащего хранению в установленном порядке. Результаты инвентаризации отдельно изучаются руководителями и учредителями компаний на предмет отсутствия хищений и недостач материальных ценностей. Руководители в ряде случаев инициируют проведение процедуры по целевому назначению.

Внеплановая инвентаризация

В отдельных случаях у предприятия возникает необходимость во внеплановой проверке, порядок проведения которой должен указать руководитель компании. Осуществляется внеплановая инвентаризация по отдельному приказу руководителя, определяющем назначение мероприятия, объем необходимых данных, срок процедуры и список ответственных лиц.

На основании приказа создается разовая комиссия, ответственная за проведение мероприятия и порядок оформления результатов. До начала проверки председателем комиссии составляется порядок мероприятия – план, по которому проводится процедура.

Внеплановая инвентаризация осуществляется в случаях:

  • Подготовки предприятия к реорганизации.
  • Планирование привлечения финансовых инвестиций.
  • Необходимости продажи части имущества в связи со сменой деятельности.
  • Проведение торгов по получению государственных заказов.
  • Возникновения сомнений в правильности порядка ведения документооборота и наличия ценностей в местах хранения.
  • Смены материально-ответственных лиц.

По полученным материалам оформляются инвентаризационные описи и акт, подписать который обязаны все члены назначенной постоянной или разовой комиссии. При отсутствии одной из подписей акт считается недействительным и не может быть утвержден руководителем. Проведенная инвентаризация позволяет отразить данные о процедуре в журнале учета, порядка ведения которого законодательством не установлено.

Виды активов и обязательств, проверяемые в порядке инвентаризации

Проведение ревизии осуществляется в отношении объектов, имеющих стоимостную оценку. Анализу подвергаются активы, денежные средства и обязательства, сгруппированные на счетах учета:

  • Основные средства. Одной из значимых причин для контроля служит необходимость в переоценке, по результатам которой возникает возможность привести актив к рыночной стоимости. По аналогии с основными средствами производится инвентаризация нематериальных активов.
  • ТМЦ. Проведение проверки нацелено на определение точности остатков, полученных по данным учета и хранящихся на складе. В процессе участвуют материально-ответственные лица, отвечающие за хранение ценностей.
  • Дебиторская задолженность. Устанавливаются категории просроченных, безнадежных к взысканию долгов и сумм, подлежащих списанию. Инвентаризация выявляет необходимость создания резервов.
  • Кредиторская задолженность. Определяются долги с просрочками платежа, безнадежные к погашению.
  • Денежные средства. Ревизии подлежат денежные документы и средства, размещенные на расчетных счетах и в кассе предприятия.

Остальные активы и обязательства могут быть включены в порядок проведения ревизии расчетов с дебиторами и кредиторами.

Результаты инвентаризации имеют важное значение для учета и других аспектов деятельности. Полученные данные подтверждают состояние активов и обязательств, фактическое наличие ценностей, отсутствие хищений и неучтенных активов. В порядке ревизии определяется реальное состояние основных средств и по результатам мероприятия может быть принято решение о продаже или модернизации.

Компании не всегда имею возможность провести ревизию собственными силами. Особыми условиями мероприятия служат объемность показателей, отсутствие незаинтересованных специалистов или процедура, нацеленная на углубленную проверку.

Предприятия, имеющие потребность в особых знаниях контролеров при инвентаризации, могут обратиться на наш сайт и получить поддержку от компании "Авантаж-6" за консультацией. Грамотно проведенная аудиторами и оформленная в соответствии с требованиями инвентаризация обеспечит точные сведения об учете и создаст возможность использовать их для большей эффективности бизнеса.

На эту тему можно почитать: